PDFПечатьE-mail

История автомобильного бренда BMW

30.11.1999 00:003778Александр

Аббревиатура BMW (БМВ) расшифровывается следующим образом: Bayerisch Motoren Werke AG (Байериш Моторен Верке), то есть это название немецкой автомобильной компании, которая производит легковые и спортивные автомобили, а также автомобили повышенной проходимости и мотоциклы. Ее штаб-квартира расположена в Мюнхене.

BMW. Начало.

В далеком 1913-ом году на севере Мюнхена появились две небольшие фирмы по производству авиационных моторов. Основателями были Карл Рапп и Густав Отто (сын Николауса Августа Отто), который изобрел двигатель внутреннего сгорания. Первая мировая война обеспечила новые фирмы большим количеством заказов на двигатели для самолетов, поэтому их хозяева объединились и создали один завод по производству авиационных двигателей. В Мюнхене в июле 1917 года появляется завод авиационных двигателей, зарегистрированный под маркой BMW - «Баварские моторные заводы» (или Bayerische Motoren Werke). Именно эта дата стала годом основания компании, которую создали Карл Раа и Густав Отто.

Производство мотоциклов и авиадвигателей

После окончания войны фирма BMW под угрозой закрытия, поскольку Версальский договор запрещал немцам производить двигатели для самолетов, которые были единственной продукцией BMW. Предприимчивость позволила Карлу Раппу и Густаву Отто найти выход из положения в перепрофилировании завода на изготовление мотоциклетных двигателей, а впоследствии и самих мотоциклов.

Первый мотоцикл компании R32 был выпущен заводом BMW в 1923 году. Показанный в том же году на парижском автосалоне, этот первый мотоцикл фирмы быстро получил репутацию надежной и быстрой машины, а впоследствии подтвердил это абсолютными рекордами скорости во время международных мотогонок, проходивших в 20-е 30-е годы.

В то же время была начата разработка двигателя «Motor-4», окончательную сборку которого производили в других странах Европы. Пилот Франц Димер на самолете, оснащенном таким двигателем, совершил полет в 1919 году, во время которого поднялся на высоту 9760 метров, что стало первым мировым рекордом BMW. Дополнительный стимул производству придало заключение секретного договора с Советской Россией. Согласно которому ей должны были поставляться новейшие авиадвигатели. Большая часть рекордных перелетов советских летчиков в 30-е годы была выполнена на самолетах с двигателями производства BMW.

В 1928 фирмой приобретены автозаводы в Тюрингии (Айзенах), а также получена лицензия на производство малолитражки Dixi, представляющей собой лицензионный Austin 7 (Англия). Серийное производство этого автомобиля было начато в 1929 году. Это был первый автомобиль BMW. Во время экономического кризиса тридцатых годов этот малолитражный автомобиль приобретает особую популярность у европейских покупателей.

Перед началом 2-ой мировой войны BMW становится одной из наиболее быстро растущих компаний мира, которая специализируется на производстве техники со спортивной ориентацией. Продукция этой фирмы поставила несколько мировых рекордов, среди которых пересечение Северной Атлантики с востока на запад Вольфгaнгом фон Гронау на гидросамолете под названием Dornier Wal, который приводился в движение мотором от BMW, мировой рекорд скорости на мотоцикле - 279,5 километров в час, который установил на мотоцикле R12 гонщик Эрнст Хенне. Этот мотоцикл был оборудован гидравлическими амортизаторами, карданным приводом, а также телескопической вилкой, разработанной в BMW. Этот рекорд продержался в последующие 14 лет.

Первые автомобили

Начиная с 1933 года завод стал производить модель «303» - первый автомобиль компании BMW с шести цилиндровым двигателем. Именно в этой модели впервые устанавливают характерную решетку радиатора, которую народ прозвал «ноздрями» BMW. Этот элемент стал типичной приметой дизайна всех моделей BMW.

В 1936-ом году начался выпуск знаменитой «328» — одного из наиболее успешных спортивных каров фирмы BMW. В то время автомобиль считался настоящим чудом, поскольку был укомплектован такими авангардными техническими новинками, как шестицилиндровый двигатель с легкосплавной головкой блока, трубчатая рама, новая система клапанов со штангами. Модель 328 принесла BMW такую славу в конце 30-х годов, что все новые автомобили с двухцветным знаком фирмы стали считаться символом высокого качества, красоты и надежности. Именно с ее появлением связано формирование идеологии BMW,которая до настоящего времени определяет концепцию моделей-новинок: «Автомобиль — для водителя». В отличие от BMW, девизом ее основного конкурента - «Мерседес-Бенц» стало выражение «Автомобиль — для пассажиров». Обе фирмы следуют своим путем, стараясь доказать правильность собственного выбора.

MW 328 была создана для знатоков спортивного автомобиля и уверенно обошла по своим характеристикам все серийные спортивные машины. На ее счету огромное число побед в разных видах соревнований – кольцевых гонках, ралли, состязаниях в поднятии на холм. В 1938 году BMW стал обладателем лицензии на двигатели Pratt — Whitney, что было использовано при разработке модели двигателя 132, устанавливаемого впоследствии на знаменитые Юнкерсы Ю52. В том же году появляется самая быстрая в то время модель мотоцикла, с двигателем мощностью 60 л.с., развивающая максимальную скорость 210 километров в час. В 1939 году на чемпионате Европы гонщик из германии Георг Майер на этом мотоцикле стал чемпионом. Кроме того в первый раз иностранцу на иностранном мотоцикле удалось стать победителем британских гонок «Senior Tourist Trophy».

BMW во время Второй Мировой Войны и после

Начинается война и выпуск автомобилей прекращается. Все силы брошены на производство авиадвигателей. Первой в мире BMW начинает производить в 1944 году реактивный двигатель BMW 109-003 и проводит его испытания. Окончание 2-ой мировой войны означало катастрофу для концерна. Он теряет четыре завода в Восточной зоне оккупации, которые были демонтированы или разрушены. Головной завод, находившийся в Мюнхене, также был демонтирован англичанами. Победители издают приказ о прекращении производства сроком на три года, из-за того, что фирма являлась производителем авиадвигателей и ракет во время войны. Оба основателя компании не изменяют свой любви к моторам, поэтому начинают все с нуля. В мастерских практически кустарно им удается собрать мотоцикл R24 с одним цилиндром. Это было первое послевоенное изделие BMW.

Уже в 1951 году создан первый после войны легковой автомобиль «501». Надо сказать, что это не принесло компании финансового успеха. Модели мотоциклов R 50 и R 51 начинают выпускать в 1955 году. Они становятся родоначальниками нового поколения мотоциклов целиком с подрессоренной ходовой частью. В том же году появляется малолитражка «Исетта», оригинальный симбиоз мотоцикла с машиной. Это был трехколесный автомобиль с дверью, которая открывалась по ходу движения, который пользовался огромным успехом в нищей послевоенной Германии. Однако вскоре появилась мода на большие лимузины, фирма потерпела в связи с эти убытки и оказывается на пороге банкротства. Этот случай был единственным за всю историю BMW, когда их продукция не имела спроса на рынке из-за неправильно сделанного прогноза.

Встал вопрос о продаже фирмы, «Мерседес-Бенц» заявил о том, что покупает конкурента, однако работники компании, мелкие акционеры, ее торговые агенты блокировали продажу. Фирме удалось перестроить структуру капитала и продолжить свое дело. Это был уже третий старт с нуля в истории фирмы.

Всё с начала

В 1956-ом году Альбрехт Граф Гертц, проживавший в то время в Нью-Йорке, разработал сенсационный спортивный автомобиль-красавец. Газеты в то время писали: «BMW побила даже итальянцев». BMW 507 выпускали в двух вариациях: как родстер, и модель с жесткой крышей. В автомобиле был установлен восьмицилиндровый двигатель из алюминия, объем которого составлял 3.2 литра, а мощность - 150 л. с. Максимально развиваемая скорость достигала 220 км в час. В период 1956-59 годов было продано 252 экземпляра таких автомобилей. В настоящее время такие автомобили стали одними из самых дорогих и редких коллекционных машин.

Преодолеть внутренний кризис и заложить основу для последующего успешного развития марки в целом компании удалось в 1959 году, когда начался выпуск новой модели с воздушной системой охлаждения - BMW 700. Успех сопутствовал фирме не только на рынке продаж, но и в достижении спортивных побед, где свое слово сказала версия купе BMW. К 1962 году компания подошла с новой концепцией модели 1500 , которая представляла собой компактный, спортивный, четырехдверный автомобиль. Рынок с таким энтузиазмом откликнулся на появление этого авто, что производственные мощности оказались не способны полностью удовлетворить спрос на данные автомобили.В 1966-ом году впервые появился 2-хдверный автомобиль 1600-2, который стал основой для выпуска успешной модельной линейки от 1502 до 2002, где использовался турбонаддув.

«Новый класс» оказал благотворное влияние на развитие всего модельного ряда компании. Конструкторы BMW решили возродить традиции 30-х годов и наладить производство шестицилиндровых моделей. Премьера моделей 2500 и 2800 состоялась в 1968 году, что позволило BMW вновь стать изготовителем больших седанов. Можно считать, что 60-е годы оказались наиболее успешными за все прошедшие годы в истории предприятия.Компания в 1969 году перевела в Берлин производство мотоциклов BMW. Там стали производить новую серию мотоциклов-«оппозитов».

Впервые в 1976 году мотоцикл R100 RS оснащается полноразмерным обтекателем. Самой популярной стала модель мотоцикла К100 с 4-х цилиндровым рядным двигателем с системой жидкостного охлаждения и впрыском топлива, выпуск которой был налажен в 1983 году. В 1985 году отпраздновали столетний юбилей мотоциклов, выпуск которых заводом Берлина составил более 37 тысяч. 1989 год стал датой презентации мотоцикла K 1.

BMW в 70-е. Появление знаменитых 3, 5, 6, 7

Семидесятые годы стали временем появления первых автомобилей знаменитых серий BMW, таких как 3-я, 5-ая, 6-ая, 7-ая. Начиная с 5-ой серии, стали производить принципиально новое поколение моделей BMW. До того момента концерн специализировался преимущественно на автомобилях спортивного типа, а теперь он нашел свое место в секторе комфортабельных седанов. Особый успех BMW принесло создание купе 3.0 CSL, которое одерживало победы в шести европейских чемпионатах, начиная с 1973 года. Эта разработка включила в себя множество технических новинок.

Впервые в нем был размещен шестицилиндровый двигатель BMW, оснащенный клапанами на цилиндр. Абсолютной новинкой по тем временам было и оснащение тормозов системой АВС.В 1977 году удалось достичь успехов и в классе «люкс». Выпуск 7-ой серии ознаменовал окончание принципиального обновления всех серий BMW. Начиная с 1986 года, самым успешным автомобилем в шоссейно-кольцевых гонках в мире становится BMW M3. Двухдверная компакт-модель была предназначена как для серийного выпуска, так и для автогоночных соревнований. В результате BMW ждал триумф.

В 1987 году Роберто Равилья из Италии на этом автомобиле выигрывает шоссейно-кольцевые гонки и становится чемпионом мира. В последующую пятилетку BMW M3 сохранял свое лидирующее положение на спортивной стезе.В 1987 году появился новый родстер BMW, первоначально разработанный как экспериментальный образец, который стал продолжателем традиций родстеров 30-х и 50-х годов. Было изготовлено 8000 экземпляров BMW Z1- носителя ультрасовременных технологий. Автомобиль показал превосходную аэродинамику. В 1987 году конструкторы BMW одними из первых в мировой автомобильной промышленности применили электронную систему управления мощностью двигателя.

Автомобили БМВ 90-х годов

В 1990 вновь новинка: купе-мечта под названием BMW 850i. Сердце этого стильного купе класса «люкс» - двенадцатицилиндровый двигатель, способный буквально с любых оборотов послать автомобиль вперед. Полностью обновленный интегральный задний мост каким -то непостижимым образом соединил в себе высочайшую комфортабельность и спортивные качества.

Когда произошло воссоединение Германии, концерн создал фирму BMW Rolls-Royce GmbH, чтобы вернуться к своим корням – авиамоторостроению, и уже в 1991 году состоялась презентация нового авиадвигателя BR-700. Кроме того в начале девяностых годов концерн выпустил на рынок спортивные авто 3-го поколения третьей серии и купе восьмой серии.Удачной для фирмы стала покупка концерна Rover Group («Ровер Групп»), которая состоялась в 1994 году. Вместе с ней был приобретен крупнейший в Великобритании комплекс по выпуску марок автомобилей Land Rover, Rover, MG. Приобретение обошлось концерну в 2,3 млрд. немецких марок. Покупка этого объединения означала пополнение списка автомобилей BMW недостающими внедорожниками и моделями сверхмалого класса.

Начиная с 1995 года серийная комплектация всех автомобилей BMW пополнилась надувной подушкой безопасности для переднего пассажира и системой противоугонной блокировки двигателя. Весной того же года в производство запускается touring (универсал) 3-й серии. Новинка отличалась современным дизайном и передовым техническим оснащением. Впервые в практике автомобилестроения вся ходовая часть автомобиля была изготовлена почти целиком из алюминия.

В том же году состоялась презентация новой 5-й серии BMW. Совершенно новым подходом в ее разработке было стремление создания гармоничной концепции. Использование новых материалов в производстве позволило увеличить степень утилизации авто до 85 процента. Высокая жесткость кузова стала гарантом пассивной безопасности.

В 1996 году впервые модель BMW Z3 7-й серии была оснащена дизельным двигателем. Превосходная концепция обеспечила гармоничный синтез классики и динамичности. К тому же автомобилю была обеспечена дополнительная реклама благодаря фильму «Золотой глаз», где Джеймс Бонд - суперагент 007 разъезжает на этом автомобиле. BMW Z3 стал настоящим бестселлером. В Спартанбурге появился новый завод для выпуска этих автомобилей, но даже он не справлялся со всеми заказами. В 1997 появилась впечатляющая модель мотоцикла R 1200 С, представляющая собой абсолютно новую концепцию железного коня.

Принципы дизайна мотоцикла сочетали в себе традиционные и элементы будущего. На нем был установлен самый крупный из всех созданных оппозитных двигателей BMW, рабочим объемом 1170 смЗ и мощностью 61 л.с. тот же год стал датой рождения еще одного автомобиля-мечты марки BMW. Это родстер М, воплотивший идеи полностью открытого спортивного автомобиля. Установленный на нем двигатель M3 (мощность 321 лошадиная сила) обеспечивает все возможности для захватывающей езды. Пятое поколение седанов 3 Серии успешно дебютировало весной 1998 года. Новая 3 Серия отличалась модернизацией многих деталей, тщательным дизайном внешнего вида, а также комплектацией самыми современными двигателями.

В ней также были применены новейшие технологии безопасности и элементы подвески.В начале 1991 года дебютировал BMW X5, который представлял из себя первый в мире спортивный автомобиль для активного отдыха (Sports Activity Vehicle). Данный автомобиль непостижимым образом сочетает элегантность и практичность, что придает новое значение понятию мобильности. А еще одним успехом стала премьера BMW Z8, уникального спортивного автомобиля, который в 1999-ом году восхитил поклонников фильма «И целого мира мало» из бондиады.

В 1999-ом на автосалоне во Франкфурте компания BMW также удивила энтузиастов автомобильного дела, представив концепт под названием Z9 gran turismo.В данный момент концерн BMW, который начинал с маленького авиамоторного завода, является обладателем пяти заводов в Германии и 22-х дочерних предприятий, расположенных в разных концах планеты, на которых производится его продукция. В отличие от других автомобильных фирм, на заводах BMW не используют роботов. Весь сборочный процесс производится на конвейере руками, а на финише автомобили ждет компьютерная диагностика.